Великобритания стремится на периферию Европы: чем королевству грозит обострение проблем в экономике

Великобритания всегда считалась одной из наиболее комфортных и стабильных во всех отношениях государств в мире на протяжении многих веков. https://www.forbes.ru/

Однако похоже, что сейчас сказка о величественной и богатой Англии подходит к концу, подводя нас, к куда более суровым реалиям жизни. Что же сейчас происходит в Великобритании, узнаете в сегодняшней статье.



Сентябрь 2022 года стал одним из наиболее сложных месяцев для Англии за долгие годы. Великобритания не только потеряла любимую Королеву, в стране на смену бывшему премьер-министру Борису Джонсону пришла бывшая глава МИД страны Лиз Трасс.https://rtvi.com/

Ей удалось обойти своего соперника — бывшего канцлера Казначейства Риши Сунака — в борьбе за премьерское кресло, набрав 81 326 голосов против 60 399 по бюллетеням членов Консервативной партии после семинедельной предвыборной гонки. Таким образом, она стала третьей женщиной на посту премьер-министра Соединенного Королевства после Маргарет Тэтчер и Терезы Мэй.



Что пообещала Трасс своим избирателям? Она сократит экологические сборы, отменит запланированное повышение сборов национального страхования и корпоративного налога — а также, возможно, сократит НДС (как обещала в преддверии выборов). «У меня есть смелый план по снижению налогов и поддержке нашей экономики», — приводит слова Лиз Трасс Reuters.https://www.interfax.ru/

«Но определяющий вопрос ее премьерства будет заключаться в том, насколько далеко она готова зайти, чтобы помочь самым бедным. Согласно сегодняшним сообщениям, она всерьез рассматривает вопрос о замораживании счетов за электроэнергию — идею, выдвинутую лейбористами в прошлом месяце», — напоминает газета.



Лиз Трасс, характеризующая себя как «Маргарет Тэтчер XXI века», пришла к власти не в самое простое для Англии время, ведь страна погрязла в кризисе геометрически прогрессирующей стоимости жизни. 

https://rg.ru/

Хоть новый премьер-министр обещает, что ее команде удастся справиться с серьезным вызовом, на сегодняшний день в ее слова не верят не только оппоненты, но и однопартийцы-тори. Все дело в радикальных экономических реформах и колоссальных дополнительных бюджетных расходах на четверть триллиона фунтов, не подкрепленных ни новыми доходами, ни мандатом от избирателей, ни даже независимой оценкой его реалистичности.



Поначалу Трасс обещала однопартийцам снизить налоги, урезать социальные расходы и дерегулировать экономику. Однако реалии энергетического кризиса заставили ее пересмотреть прежний лозунг «никаких подачек» и согласиться выписать населению дотацию на свет и тепло, которая обойдется казне в 150 млрд фунтов в ближайшие два года.https://www.kommersant.ru/

Более того, канцлер казначейства Квази Квартенг сначала заявил об отмене планировавшегося повышения налога на прибыль предприятий до 25% с прежних 19%, а также о снижении налога с 45% до 40% на доходы свыше 150 тысяч фунтов в год, что могло стоить правительству около 2 млрд фунтов в год. Потом же аннулировал это предложение из-за недовольства населения.



Расходы британского бюджета растут на глазах. Например, минус 150 млрд на дотацию за два года и минус 45 млрд в год на снижение налогов. https://www.kommersant.ru/

Однако никаких новых способов собрать дополнительные доходы министр финансов Квартенг не предъявил. Он пообещал это сделать в конце ноября.



Пока что Квартенг лишь сообщил, что в основном все будет профинансировано в долг, для чего придется занять дополнительно 160 млрд фунтов за пять лет. При этом спецналог на сверхприбыль энергетических компаний, заработавших на рекордных ценах на свет и тепло, Трасс с Квартенгом собирать отказываются, несмотря на призывы оппозиции и общеевропейскую практику.https://hrlider.ru/

Планы правительства активно занимать в условиях растущих ставок и отказываться от доходов в расчете на ускорение экономического роста за счет снижения налогов и дерегулирования вызывают у экономистов и финансистов сомнения в будущем британской экономики.



Неудивительно, что после необдуманных действий правительственного тандема, в стране разразился кризис. 

https://ria.ru/

К примеру, фунт обрушился почти до паритета с долларом, тогда как за неделю до этого стоил $1,14, прошлой зимой - $1,35, а до референдума о выходе из ЕС в 2016 году - $1,50. А рынок госдолга пережил историческое падение, что заставило центробанк вмешаться и напечатать 65 млрд фунтов для скупки вдруг ставших никому не нужных гособлигаций.



Бывший министр финансов США Ларри Саммерс сравнил Британию со странами вроде Аргентины или Турции, где изобретательная экономическая политика властей то и дело провоцирует глубокие кризисы.https://officelife.media/

Резкие движения Трасс напомнили некоторым стиль бывшего американского президента Дональда Трампа, который представлял себя возмутителем элитного "болота" и решительно ломал традиции, нормы и институты.



Действия Трасс и реакция рынков на него произвели впечатление не только дома, но и на весь западный мир. Озабоченность начали высказывать даже те, кто обычно никогда не критикует политику развитых стран, поскольку там достаточно правил, сдержек и противовесов, чтобы предотвратить или исправить откровенные глупости.https://www.niann.ru/

Поэтому ситуацию в Британии сдержанно, но с тревогой прокомментировали Международный валютный фонд, клуб богатых стран ОЭСР и главные союзники по обе стороны Атлантики.

«Это уже серьезно. Еврокомиссия обеспокоена. МВФ обеспокоен. Белый дом обеспокоен, - отмечает один из главных британских экспертов по европейским делам Мидж Рахман из Eurasia Group. - Европейцы очень переживают, что британские бюджетные проблемы представляют риск для финансовой стабильности в еврозоне».