Особенности путешествий за границу в XIX веке
Как такового понятия «отпуск» в русском обществе два века назад не существовало, что не мешало Тургеневу кататься регулярно в Баден-Баден, а представителям менее творческих профессий посещать курорты, модные столицы и прочие источники минеральных вод. Путешествовали отнюдь не только высшие слои, буквально все страты общества, может быть, за исключением крестьян, как во время, так и после отмены крепостного права – им просто не до этого было, работы много, не сделав которую зимой и околеть можно.
Летя в пыли на почтовых
Стоит разделять путешествия до строительства российских железных дорог и после них. До того, как в чистом поле помчался паровоз, главным средством передвижения были запряжённые лошадьми экипажи (поди, не фельдегери какие, верхом скакать сутки напролёт!). Передвижение на конной тяге было неспешным, поездка в Париж или Берлин занимала месяцы, стоила серьёзных денег. Один только зарубежный паспорт обходился рублей в пятьсот.
Почтовые станции на западном направлении находились друг от друга в полусотне километров – средний дневной пробег экипажа, запряжённого лощадьми.
Понятно, что можно было пропутешествовать всю дорогу на своих лошадях, останавливаясь на станциях для роздыха и кормёжки (прежде всего – конной тяги, да и самим не повредит отведать, чем бог послал).
Второй вариант – смена экипажей, с наймом новой упряжки и возницы, но тут нужна подорожная и капелька везения – свободный «подвижной состав» могли отдать чиновнику под его цели и задачи государственной важности.
Поездка превращалась в целое приключение, требующее недюжинной сметки и менеджерских качеств. Понятно, что ни барин, ни его семья сами не решали встающих задач – для этого были специально обученные люди из дворни. Помощи в логистике ждать было неоткуда – турфирм тогда ещё не водилось.
При этом, хорошая лошадь стоила три – пять рублей серебром, перед Первой мировой – около двадцати. Да экипаж, да пропитание, да наряды жене и дочкам. Выливалось удовольствие в сотни, а то и тысячи рублей, что по тем временам было гигантской суммой.
Выездной туризм
Первым в России додумался организовывать специальные туры Вениамин Генш, в 1877 году. Сначала он специализировался на отправке российской молодёжи на учёбу в зарубежные университеты, потом диверсифицировал деятельность, и начал обслуживать групповые культурные туры. Правда, оплату Генш брал по завершению поездки, организовывая её на свои в надежде на щедрую оплату, но многие путешественники отказывались платить.
По иному подошёл к делу Леопольд Липсон, с 1885 года начав предоставлять услуги турфирмы. Он поставил дело на широкую ногу, рекламировался в печати, распространял брошюры. По уверениям Липсона, его маршруты были идеальными, так как разрабатывались с привлечением выдающихся специалистов в географии, культуре и искусстве. Маршрут по Германии – Австрии – Италии со стартом и финишем в Санкт-Петербурге обходился в 775 рублей. Для сравнения, самый низший чин, коллежский асессор (Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели» помните?) получал в месяц 135 рублей серебром. Городовой – около 20, речной матрос – 15 рублей ежемесячно. Особо не раскатаешься, так туры были и не для них.
Зато у выпускников художественных училищ была возможность за казённый счёт съездить на длительное время в Италию или Грецию – приобщиться к сокровищницам мировой художественной культуры. Питались – тоже на казённый кошт.
Конкуренция растёт, стоимость падает
Развитие сети железных дорог, в котором принял посильное участие и Сергей Витте, решило многие логистические проблемы и на порядок удешевило стоимость зарубежной поездки. Петербургско – Варшавская железная дорога перевозила массу разночинцев, небогатых дворян и интеллигенцию за границу. Загранпаспорт стал выдаваться на определённый срок, а не на одну поездку и стоил 25 рублей. У Катаева, Мариенгофа, других российских писателей можно встретить упоминания о зарубежных вояжах даже провинциальных учителей, не говоря про инженеров и врачей, чей труд оплачивался куда щедрее.
Кроме Европы популярным направлением была Палестина. Правда, сюда стремились, в основном паломники, увидеть Гроб Господень и пройти по тем же улицам, что и Христос. Быстро появляются специализированные религиозные турагентства, берущие на себя все заботы по подготовке тура и доставке паломников. Через приходских священников оформляли загранпаспорта, вояж с Урала по Волге, потом поездом и через Чёрное море обходился рублей в 80, были скидки и разного рода иные нюансы, влиявшие на удешевление поездки. Пользовались этой оказией и провинциальные художники, желающие запечатлеть пейзажи Палестины и населявших её людей. В целом, для того, чтобы съездить в Святую Землю всей семьёй, крестьяне копили деньги лет пять – семь.
Для купцов и ремесленников всё было несколько проще – денег хватало на зарубежные поездки что в Европу, что на Ближний Восток (США не котировались – там смотреть было решительно нечего!). Кстати, вырвавшись на оперативный простор, купцы пускались в широчайшие загулы, которым может позавидовать нынешний Куршевель.