Национальные киноиндустрии, противостоящие Голливуду







ериканская «фабрика грёз» доминирует по всему миру, кроме регионов, где развивается собственное уникальное кинопроизводство.

Болливуд

Много, кто знает неземной красоты индийскую актрису Ашварию Рай, начинала она в Болливуде – национальной индийской киноиндустрии. Яркие краски, веселье через край и танцы-танцы-танцы:  вот что мы знаем о Болливуде. И эти сведения устарели на пару десятков лет. Нынешний Болливуд снимает и постапокалипсис, и фантастические фильмы про роботов, и боевики про супергероев.

Интересно, что у белого человека есть возможность без кастинга попасть в индийское кино – тут такая фактура нарасхват. Трёхсекундное появление в массовке принесёт долларов двадцать, эпизодическая роль, а то и главная – сотни и тысячи вечнозелёных американских президентов. Навыки актёрской игры необязательны, но не помешают.

Выпускает Болливуд 200  - 300 кинокартин в год. Не стоит считать, что Болливуд – это всё кинопроизводство Индии, только фильмы на хинди, но именно он является ведущей киноиндустрией, кинематографы на других языках страны – нишевые.



Нолливуд

Нигерийский кинематограф выпускает порядка 1000 кинолент ежегодно, объём превышает $3 млрд при том, что средний бюджет фильма - $15 тысяч. Вся Африка смотрит кинокартины производства Нолливуда, а с недавних пор продюсеры осваивают международный рынок. Нолливуд обеспечивает работу миллиону нигерийцев при том, что в стране живёт 172 млн человек и безработица – 50%. Нолливуд создан в 1992-м, когда Кеннет Ннебуе снял фильм всего за $12 тысяч. Захватывающий сюжет стал причиной миллионного тиража, которым разошёлся фильм.  

В среднем, тираж нолливудского фильма – 50 тысяч в неделю, DVD стоят $2, но доходы  с них, в основном, идут в карманы пиратов, киношники получают доходы от кинопроката.



Вакаливуд

А вот угандийцы приспособились клепать боевики и вовсе за $200. Самая известная киностудия - Ramon Film Prodactions, её боевик 2011-го года «Кто убил капитана Алекса» стал хитом просмотров в Интернете. Недостатки актёрской игры искупаются искренностью и энтузиазмом, спецэффекты – незатейливые, сюжеты – зубодробительные. Как правило, главный кинематографист сочетает продюсера - сценариста – режиссёра – оператора. Угандийские «Неудержимые» обещают стать настоящей бомбой – на фильм через краудфандинг собрано аж $2 тысячи, что позволит создателям практически ни в чём себя не ограничивать.



Сахавуд

В далёкой Якутии зародилась и развилась уникальная кинематография, перешедшая от обслуживания интересов локальных сообществ к победному шествию по мировым кинофестивалям. Фонд кино и Минкультуры не выдают Сахавуду бюджетных денег, да якутские кинематографисты и не спрашивают, обходятся собственными  силами и средствами. Жанровое разнообразие поражает:  от кунг-фу фильмов и зомби-хорроров до тонких и пронзительных историй, с философскими обобщениями.

Кино производства Сахавуда стало культовым не только в России, но и за рубежом. Бюджет якутских фильмов 10 – 100 тысяч евро, инвесторами выступает местный малый и средний бизнес. Прокат более, чем окупается. Не так давно в широкий российский прокат вышел якутский фильм «Мой убийца».