Кто такие цифровые кочевники. Не путать с дауншифтерами!
Фильм Юрия Дудя про Кремниевую долину наделал шуму не только в IT-кругах, но и в информационно – политическом пространстве России. Но Дудь сказал не всю правду не только про долину, но и в целом про образ жизни IT-специалистов. Они как раз предпочитают жить в более комфортных условиях и работать удалённо, благо, технологии это давно позволяют.
Это не дауншифтинг
Понятие цифровые кочевники (digital nomads) возникло в 1997 году, когда американские программисты стали уезжать на зиму в тёплые страны. Затем явление развилось и трансформировалось: айтишники кочуют по всему миру, захватив гаджеты для работы, и выполняют удалённо работу для корпораций.
Это похоже на дауншифтинг, но это не он. Дауншифтеры осознанно отказываются от участия в гонке за карьеру и жизненные блага и переселяются в страны, где дешёвая, пусть и по пониженным стандартам жизнь. IT – специалисты не выпадают из корпоративного мира, но совмещают работу с путешествиями, подолгу задерживаясь в понравившемся месте.
Чем занимаются
Впрочем, в ряды цифровых кочевников вливаются представители иных творческих профессий: фотографы, дизайнеры, маркетологи (особенно – работающие в Интернете), контентмейкеры, психологи, консультанты и другие.
Для комфортной работы им нужны не только тёплый климат, дружелюбное окружение и красивые пейзажи, но и возможность использовать высокие технологии в режиме 24/7, так что, например, в Африке digital nomads практически не встречаются, в отличие, от, скажем Индии или Юго-Восточной Азии. Много их и в Южной Европе.
Для цифровых кочевников свойственен неспешный образ жизни, планирование на не самую далёкую перспективу, желание погрузиться глубже в местные культуру и обычаи. Они стараются избегать неблагоприятных природных явлений, не только холода и снега, но и, например, муссонных дождей.
Цифровой кочевник не ограничивает себя не только стенами офиса, но и, зачастую, единственным профессиональным занятием или источником дохода. Он диверсифицирует то, чем зарабатывает на жизнь ещё и потому, что это и есть его жизнь, не подразделяющаяся на рабочее и нерабочее время, идущая единым общим потоком.
Образ жизни
Своего жилья у цифрового кочевника нет, он предпочитает жить в арендованном. Хотя бы потому, что неизвестно, сколько он пробудет на одном месте – недели, месяцы или годы. Кроме того, арендовать дешевле, чем иметь недвижимость в собственности. Гостиниц и хостелов, как правило, избегают.
Местом работы может быть всё, что угодно: библиотека, кафе, пляж, парк, собственное жилище. Всё чаще digital nomads выбирают для работы коворкинг, так как там есть не только оборудованное рабочее место, но и, часто, тренажёрный зал или точка общепита. Иногда даже предоставляются спальные места. Да и среди единомышленников работать комфортнее и веселее.
Зарабатывают цифровые номады хорошо, но гораздо ниже, чем штатные сотрудники корпораций. Зато стоимость услуг ниже рынка позволяет находить клиентов, которые в результате получают качественные услуги по приемлемой цене, а сами кочевники обеспечивают себе необходимый уровень жизни. Правда, часть заработанного приходится тратить на визы и переезды, помимо расходов на жизнеобеспечение.
Есть и сложности. В частности, это связано с разностью часовых поясов и довольно часто приходится работать по ночам, так как у заказчика на другом конце планеты – утро или день. От цифрового кочевника требуется высокая самодисциплина и самоорганизация, чтобы не погрузиться в сплошной праздник жизни, забыв о сроках сдачи заказа.
Еще один фактор, который может стать негативным – необходимость самостоятельного поиска заказчиков, что влияет на регулярность и размер получаемого дохода. Кроме того, приходится обучаться, кроме непосредственной специальности, искусству ведения переговоров, маркетингу, ценообразованию и иным предпринимательским премудростям.
Как правило, цифровые кочевники не обрастают бытовыми «подробностями»: кухонной утварью, мебелью, большим гардеробом. Но есть любимые вещи, которые они возят с собой, как и оборудование, необходимое для работы.