Кулачный бой на Руси: за что царь Иван Грозный казнил купца Калашникова?
Самый быстрый и неправильный ответ – потому что царь был кровавым тираном и творил, что хотел! Нет, Калашников умышленно нарушил правила ведения кулачного поединка и намеренно убил опричника Кирибеевича, в чём и сознался. Михаил Юрьевич Лермонтов эту сторону очень правильно и точно описал в своей «Песне» про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Впрочем, обо всём по порядку.
За что бились-то?
Опричник Кирибеевич воспылал страстью к жене купца Калашникова Алёне Дмитриевне и прилюдно пристаёт к ней с поцелуями, чем позорит и её честное имя и самого Калашникова. Купец вызывает Кирибеевича на кулачный поединок, фактически выполняющий функцию судебного поединка, в котором прав тот, кто победил.
Кирибеевич известен как опытный кулачный боец, неоднократно выходивший из схваток победителем, поэтому Калашников понимает, что честно ему не одержать верх. Он подговаривает братьев, если он проиграет, убить всем вместе опричника.
Бой должен проходить по правилам «раз на раз»: на земле рисуется черта, через которую нельзя переступать, противники бьют по очереди, в любую точку, кроме головы. Уворачиваться и блокировать удары нельзя. Первым начинает Кирибеевич. Как честный боец, он наносит удар Калашникову в грудь, тот выдерживает. В свою очередь купец намеренно бьёт Кирибеевича в висок, убивая на месте. При допросе царём Иваном Грозным, Калашников признаёт, что удар в голову был не случайным - в последнем случае он бы мог рассчитывать на снисхождение, за умысел положена смерть. К которой Калашникова и приговаривают: всё честно и справедливо!
Когда появился кулачный бой на Руси?
Нам во всём этом сюжете интересны как раз обстоятельства, связанные с кулачным боем. Понятно, что Лермонтов писал не репортаж, а художественное произведение, но он верно передал нюансы и обстоятельства, видимо был не понаслышке знаком с матчастью кулачных боёв.
Кулачными боями наши предки занимались с седой древности, но первое письменное упоминание о них относится к летописному сообщению за 1068 год. Поединки проходили круглогодично, но особого размаха достигали на Масленицу – как часть проводов зимы и встречи весны.
Как правило, кулачные бои были массовыми, «стенка на стенку», начинали мальчишки, потом в бой втягивались всё более возрастные бойцы. Пока не доходило дело до мужиков в полном расцвете сил, являвшихся наиболее опытными рукопашниками.
В бою нельзя было применять холодное оружие, зажимать любой предмет в кулаке, бить лежачего, пользоваться для ударов ногами. Можно встретить упоминания, что кулачные бои проходили с ожесточением, бойцы безжалостно калечили и даже убивали друг друга. Вот это вряд ли – так бы просто очень быстро не осталось вообще никаких мужиков, ни взрослых, ни подрастающих, а сельскохозяйственными работами кому тогда заниматься? Кулачные поединки никогда не велись насмерть, задача была обратить в бегство или свалить с ног всех бойцов противника: это была молодецкая забава, в которой следовало показать удаль молодецкую, а не кровавые гладиаторские бои.
Взлёт и падение кулачных боёв
До нашего времени дошли глухие упоминания о том, что в разных регионах были собственные школы и стили кулачного боя, к сожалению, ни один приём или связка не сохранились. Поединки велись в сопровождении музыки, которая, видимо, помогала бойцам войти в своего рода транс, как это происходит, например, на поединках по тайскому боксу, которые проходят под определённую музыку, исполняемую на народных инструментах.
Православная церковь выступала против кулачных боёв, видя в них, совершенно справедливо, пережиток языческих верований и обычаев. То самое первое упоминание о кулачных боях было как раз осуждающее их. На соборе 1274 года высшее российское духовенство постановило отлучать от церкви кулачных бойцов, а убитых в кулачных боях хоронить за оградой кладбища без отпевания, наряду с самоубийцами. Многие российские монархи помогали церкви в преследовании кулачных боёв. Например, первый царь новой династии Романовых, Михаил, в 1641 году причислил кулачных бойцов к нарушителям общественного порядка, их было нужно хватать и бить кнутом. Но всё это мало помогало – кулачные бои продолжались.
Пётр Первый, при всём его стремлении европеизировать Россию, по достоинству оценил вклад кулачного боя в воспитание воинского духа и стойкости и поощрял поединки. При последующих государынях кулачные бои то разрешали, то запрещали, пока, наконец братья Орловы, сами изрядные кулачные бойцы, пользуясь покровительством императрицы Екатерины II, создали на собственные деньги команду бойцов и начали развивать, сформулируем так, профессиональную лигу кулачных бойцов. Вслед ща Орловыми собственные команды начали содержать царедворцы и купцы, начались поединки за деньги, работал тотализатор. В остальной России по-прежнему боями занимались любители, во всех смыслах этого слова.
Окончательно запретить кулачные бои удалось только при Николае I, когда в 1832 году вышел Свод законов Российской империи, куда попал указ ещё Александра I от 1823 года о недопуске кулачных боёв. В своё время указ прошёл незамеченным. К концу XIX века в российских городах прекратились бои «стенка на стенку», остававшиеся как единичные явления в некоторых сельских местностях.