Фрэнсис Дрейк: как морской разбойник стал национальным героем Англии
Дрейк стал единственным морским разбойником, кто не только сумел избежать гибели в бою или виселицы, но и получить титул «сэр» из рук самой королевы Великобритании, Елизаветы I. Стоит отметить, что все его пиратские действия даже до получения каперского свидетельства были направлены против испанцев – злейших врагов британской короны, но обо всём по порядку.
По морям, по волнам
Фрэнсис Дрейк родился в 1545 году на юге Британских островов, где доля моряка была уважаемой и почётной. Отец Фрэнсиса был священником, но окормлял паству не в сельском приходе, а на корабле, где частенько бывал и Фрэнсис.
Папа помог началу морской карьеры сына, определив его в десятилетнем возрасте юнгой на торговый корабль. Спустя шесть лет Фрэнсис уже стал капитаном этого корабля, полученного по завещанию прежнего судовладельца, не имевшего семьи. Не смотря на юный возраст, 16 лет, Фрэнсис хорошо ориентировался в геополитических раскладах, что и стало залогом его дальнейшего возвышения. Он включается в экспедицию к берегам Нового Света в 1566 году, организованной неким Джоном Хокинсом по благословению королевы Елизаветы I. В этом путешествии он впервые побывал в бою.
Отдохнув на родине всего шесть недель в 1567 году, Дрейк снова участвует в трансатлантической экспедиции. На этот раз удача улыбнулась только ему – из столкновений с испанцами в Британию вернулся только один корабль – Дрейка, ещё пять стали жертвами морских боёв. Дрейк затаил зло на испанцев и решил мстить им всегда и везде, при малейшей возможности.
Особо не афишируя, Дрейк ещё дважды совершает плавание к берегам Америки, где он атаковал не только суда, но и прибрежные города испанцев. Был неоднократно ранен, но вынесен из боя матросами, которые боготворили своего двадцатисемилетнего капитана. Бои он ведёт на суше и на море и захватывает впервые богатую добычу, что переводит его в иное, более высшее сословие. Но пока ещё он – не более, чем удачливый искатель приключений с неоднозначной репутацией. Да что там говорить, если и кругосветное путешествие вторым в мире и первым среди англичан, он совершил, скрываясь от преследования врагов – испанцев. Путь занял три года.
На госслужбе
И Дрейк начинает понимать, что, если он хочет преуспеть по-настоящему, пора поступать на службу короне. История не сохранила имён высоких покровителей, кто ввёл его в нужные круги, но благорасположение тогдашнего истеблишмента Дрейк заслужил, в том числе, активным участием в подавлении восстания ирландцев. Наконец-то его стали учитывать в разного рода военно-политических раскладах.
На носу – война с Испанией, которая тогда была владычицей морей и имела чудовищный по размеру, силе и мощи флот. Нужно противопоставить противнику если не сопоставимую мощь, то, хотя бы, искусных флотоводцев. Дрейка вызвали ко двору для консультаций, в мероприятии лично участвовала Её Величество Елизавета I. Выделила она и немалую сумму собственных средств на боевые действия с испанцами. Более того, Дрейк получает личную аудиенцию у королевы. От неё он выходит контр-адмиралом с задачей организации военной экспедиции против испанцев. Ему тридцать два года – начало расцвета. Во главе флотилии из пяти судов Дрейк покидает Плимут в 1577 году.
На долгие двадцать лет его базовым кораблём становится галеон «Золотая лань». Адмиральская каюта не была образцом аскетизма: отделка и обстановка каюты поражали роскошью, а ел Дрейк с серебряной посуды. Всё мы это знаем из записок корабельного священника, оставившего подробнейшее описание экспедиций Фрэнсиса.
Дрейк бьётся во славу британской короны, не забывая грабить испанские корабли с золотом, что предписывалось ему каперским свидетельством. Дрейк становится основным источником золота для Британской империи, в одиночку привезя его в объёме двух годовых бюджетов Великобритании.
Елизавета I выделяла Дрейка, вряд ли речь идёт о романе- важнее, что он воплощал в жизнь замыслы королевы. Она дарила ему шарф с собственноручно вышитой надписью, лично вручала меч перед одной из экспедиций. И, да, она была соинвестором его действий и ей полагалась доля в добыче. И Елизавета I посвятила Дрейка в сэры, что было высшим пиком карьеры для человека из простонародья. Потому что пэрами не становились, а рождались и титул переходил от отца к сыну – это были сливки сливок тогдашнего британского общества.
Но не стоит воспринимать, что Дрейк нападал на беззащитных испанских торговцев. Испанские галеоны с американским золотом и серебром были отлично вооружены и могли дать отпор сопоставимому по оснащённости противнику. Дрейку помогали его флотоводческие таланты и военная хитрость. Впрочем, он участвовал и в настоящих битвах. Например, внёс серьёзный вклад в разгром испанской армады в Гравелинском сражении 1588 года.