«Клуб кинопутешествий»: как в СССР показывали заграницу

В нынешнем году исполнилось 60 лет с первого выхода телепрограммы «Клуб кинопутешествий». Она была единственным, если не считать политической «Международной панорамы», окном в мир для советского телезрителя. И открывал это окно Юрий Сенкевич, ставший своего рода амбассадором путешествий и туризма, но у истоков программы стоял не он.

Как появилась телепередача?

Она была создана в 1960 году кинорежиссёром – документалистом Владимиром Шнейдеровым, который много поездил по миру, побывал в горах и льдах Антарктики, в тайге и пустынях.



Шнейдеров возглавлял Центральную студию документальных фильмов, она производила, в том числе, четырёхминутный альманах кинопутешествий, три сюжета были про Советский Союз и один про зарубежье. Альманах демонстрировался до показа художественных фильмов. И Шнейдеров, понимая мощь и магию телеэкрана, предложил руководству ТВ выпускать еженедельную программу о путешествиях. Пропорции сюжетов были примерно те же самые, но время в эфире программе занимала неизмеримо больше, чем киноальманах. Передача пользовалась успехом и Шнейдеров вёл её тринадцать лет, пока не умер.



Откуда взялся Юрий Сенкевич?

Сенкевич занял кресло ведущего передачи далеко не сразу. Вести программу выпало зоологу Андрею Банникову. Сенкевич сначала появился в передаче как приглашённый гость, «дядей Володей» из передачи «Спокойной ночи, малыши!». У Сенкевича уже была определённая известность как врача двенадцатой экспедиции в Антарктиду, на станцию «Восток» и участника экипажей папирусных лодок «Ра» и «Ра-II» в экспедициях Тура Хейердала.

Сенкевичем заинтересовалось телеруководство и после ухода Банникова в отпуск, он стал  ведущим программы на месяц.



Телезрителям приглянулся обаятельный интеллектуал и  они завалили Центральное телевидение мешками писем с просьбами оставить ведущим именно Сенкевича. Теленачальники прислушались к гласу народа. Тем более, что у Банникова были небольшие речевые недостатки и недостаточно телегеничная внешность – он выглядел, скорее, как турист возле костра, чем как ведущий на главном канале страны. , к слову, Банников давно искал повод освободить кресло ведущего.

Следующие тридцать лет  место ведущего «Клуба кинопутешествий» было закреплено за Юрием Сенкевичем, но он не оставил медико-научную карьеру.



Андрей Банников имеет отношение к ещё одной любимой народом телепрограмме. Его аспирантом был Николай Дроздов, который затем также пришёл на телевидение и излишне напоминать, какую передачу он вёл. Поначалу её основу составляли сюжеты о фауне, снятые для «Клуба кинопутешествий», но потом появилась собственная библиотека сюжетов.



Открытия и достижения

Для передачи 1985 год стал знаменательным: «Книга рекордов Гиннеса» признала её старейшей программой советского телевидения.



Именно программа создала и укрепила образ Фёдора Конюхова как героического путешественника – одиночки, первой рассказав о нём. К тому времени Фёдор совершил на яхте первое кругосветное путешествие и в одиночку дошёл на лыжах  до Северного полюса.



В программе работала редактором «Катерина Матвеевна», та самая, к которой мысленно обращался и так рвался товарищ Сухов. Ей настоящее имя - Галина Лучай.



Двадцать лет сюжетами программу снабжали корреспонденты двух главных информагентств Советского Союза. Впервые собственный сюжет был снят только в 1977 году, первый самостоятельный зарубежный сюжет сняли только пять лет спустя.



Цензура выдвигала абсурдные требования

Передача состояла из трёх сюжетов – про Советский Союз, одну из соцстран и рассказ о каком-нибудь удалённом и экзотическом уголке планеты. Не смотря на, казалось бы, познавательно-развлекательный контент, за передачей зорко следили телевизионные цензоры.

Так, авторов однажды обвинили в пропаганде капитализма из-за того, что в сюжете с одного из тропических островов мелькнул официант, принесший посетителям мороженое, прикрытое бумажными зонтиками. Сюжет в эфир не пошёл.


Затем Сенкевичу предъявили симпатии к китайским ревизионистам и идеям Мао Цзедуна. Всё из-за того, что в передаче были показаны увлекательные сюжеты о китайской кухне, древних традициях Китая и шаолинскому кун-фу. Отношения с КНР были напряжённые, что и стало почвой для обвинений. Впрочем, всё обошлось даже без выговора. А сюжеты настолько понравились телезрителям, что, по разрешению партийных органов, создатели «Клуба кинопутешествий» связались с китайским посольством – зрители просили больше сюжетов о Китае.


Были нападки от цензуры и по поводу сюжетов, посвящённым Советскому Союзу. Например, в одном из них очень смачно и вкусно рассказывалось о кулинарных традициях Средней Азии – это привело к грозным вопросам, что имел в виду товарищ Сенкевич, показывая изыски, когда в стране есть нечего?  До обвинений в антисоветской агитации, с соответствующими выводами, правда, дело нее дошло.


Сложности были с иностранными гостями программы. Они были всемирно известными путешественниками и исследователями. С Жаком-Ивом Кусто произошёл неприятный инцидент. Распоряжением главного режимника Гостелерадио ему перекрыли доступ в студию, Сенкевичу пришлось дойти до верхов, чтобы урегулировать ситуацию. «Безопасник» решил перестраховаться – всем было известно диверсантское прошлое в годы войны Жак-Ива,  а тут – режимный объект!